Божества Госвами Вриндавана
Шри Рупа Госвами (Рупа Манджари)
Как-то раз Рупа Госвами сидел на берегу реки Ямуны, с горечью размышляя о трудностях, казавшихся непреодолимыми. Вдруг перед ним предстал мальчик-пастушок необыкновенной красоты. В его чёрных вьющихся волосах было красивое павлинье перо. Рупа Госвами рассказал ему о своих переживаниях и трудностях, о том, что он никак не мог отыскать божество Говиндадевы — главное божество этой части Вриндаваны. Тогда пастушок отвёл Рупу на холм Гоматила. Там он указал ему на корову, которая приходила туда каждый день и поливала землю своим молоком. Пастушок сказал, что именно в этом месте зарыто божество Говиндадевы. Услышав это, Рупа Госвами преисполнился духовным экстазом и упал без сознания на землю. Когда он очнулся, пастушка, который был самим Кришной, уже не было.
Божество Говиндадевы с помощью местных жителей было извлечено из земли и установлено надлежащим образом. Тысячи людей пришли на праздник явления Говиндадевы. Описывается, что его прекрасная форма наполняла любовью сердце любого, кто видел его. Рупа Госвами послал письмо Чайтанье, где рассказал историю нахождения божества. В ответ Чайтанья отослал во Вриндавану одного из своих спутников, Кашешвару Пандита, наказав ему помогать Рупе Госвами поклоняться Говиндаджи.
Шри Санатана Госвами (Лаванга Манджари)
Санатана увидел сон, в котором прекрасное Божество Кришны принимало поклонение скромного брахмана из города Матхуры. Санатана подумал, что поклоняясь этому Божеству со всем подобающим Ему великолепием, он привел бы в сознание Кришны множество новых людей. Однако, в увиденном сне Божество принадлежало бедному брахману, а потому Санатана не имел права требовать его себе. С этой неразрешенной проблемой Госвами и проснулся. Наутро по заведенному порядку Санатана отправился просить подаяние и подошел к дому бедного брахмана по имени Пурушоттама Чаубе. Едва переступив порог, Санатана понял, что сон, увиденный им прошедшей ночью, становится явью. Он пристально вглядывался в прекрасный облик Мадан-Мохана, находившегося в доме, узнавая в нем приснившееся накануне Божество. Госвами знал, что это Божество заслуживает пышного обряда поклонения, который мог бы наблюдать каждый. Однако, как это и было во сне, брахман поначалу отказался отдать Божество Санатане. Но на следующую ночь сам Мадан-Мохан явился к жрецу и попросил его изменить свое решение. Исполняя желание Божества, брахман доверил мурти Санатане Госвами. На следующий день Санатана перенес Его в противоположный конец Вриндавана и установил поклонение Мадан-Мохану в маленькой хижине. Вскоре на этом месте был возведен великолепный храм.
Шри Джива Госвами (Виласа Манджари)
В 1558 году он приобрел землю для храма Радхи-Дамодары. Кришна пришел к Рупе Госвами во сне и велел изваять Божества Шри Шри Радхи-Дамодары. Свои последние дни Шрила Рупа Госвами провел в храме Радхи-Дамодары, где Джива Госвами служил ему. Из любви к своему ученику впоследствии он доверил это служение ему. Джива Госвами поклонялся Божеству всем сердцем, душой и телом. Ачарьи говорят, что у него были с Божеством очень близкие любовные взаимоотношения. Дамодара разговаривал с ним. Мы, служа Божествам, сверяемся по часам, когда нужно предлагать им пищу, а Радха-Дамодара Сам говорил: "Я голоден - накорми Меня". Джива Госвами писал великие книги и в то же время готовил для Божества, делал массаж Его стоп.
Шри Рагхунатха Бхатта Госвами (Рати Манджари)
Рагхунатха Бхатта Госвами принял полное прибежище у божества Говиндадева, которое принадлежало Рупе Госвами, и впоследствии велел нескольким своим богатым ученикам возвести в честь божества пышный храм. Рагхунатха сам сделал для Говиндадева несколько украшений, среди которых были флейта и серьги в форме акулы.Рагхунатха Бхатта Госвами преданно служил Говинде на протяжении 40 лет.По наитию Рагхунатхи Бхатты Госвами один богатый преданный воздвиг во Вриндаване великолепный храм для Радхи и Говинды. Даже по прошествии 450 лет, этот храм, выложенный из красного камня, остается самым красивым во Вриндаване и во всей Северной Индии.
Шри Рагхунатха Даса Госвами (Раса Манджари)
Шри Чайтанья подарил ему маленький камень со святого холма Говардхана и гирлянду из небольших раковин, взятых им во Вриндаване, как награду за его аскетизм и совершенное познание его учения. Камень этот хранится в храме Шри Шри Радха Гокулананда во Вриндаване.
Шри Гопала Бхатта Госвами (Гуна Манджари)
В письмe Господу Чайтанье Рупa Гoсвaми рaсскaзaл oб увидeннoм им снe: Бoжeствo Гoвиндaдeв, кoтoрoму oн пoклoнялся, прoсилo, чтoбы Гoпaл Бхaттa стaл eгo пуджaри. Из истoрии извeстнo, чтo Гoпaл Бхaттa Гoсвaми в тeчeниe oпрeдeлeннoгo врeмeни дeйствитeльнo служил Гoвиндaдeву, нo в кoнцe кoнцoв стaл пoклoняться сoбствeннoму Бoжeству пo имeни Шри Рaдхa-Рaмaн. Бoлee тoгo, в eгo чeсть oн пoстрoил вeличeствeнный хрaм, Рaдхa-Рaмaн мaндир, кoтoрый в нaши дни считaeтся oдним из вaжнeйших хрaмoв Гaудийa-вaйшнaвoв зa прeдeлaми Бeнгaлии.
В 1542 гoду, чeрeз вoсeмь лeт пoслe ухoдa Шри Чaйтaнйи, Гoпaл Бхaттa пoчувствoвaл нeoбхoдимoсть пoклoняться "свoeму" Бoжeству, кaк дeлaл этo Рупa Гoсвaми, пoклoняясь Гoвиндaджи. Этa пoтрeбнoсть стaлa oсoбeннo oщутимoй, кoгдa oдин бoгaтый тoргoвeц пoдaрил eму дрaгoцeннoсти, укрaшeния и крaсивую oдeжду для Бoжeств. Пoскoльку шилы нe имeли чeлoвeкoпoдoбнoй фoрмы, Гoпaл Бхaттa пoлaгaл, чтo эти укрaшeния нe мoгут быть испoльзoвaны в пoклoнeнии им. Тoгдa oн слoжил всe дaры пeрeд шилaми и вoззвaл к Гoспoду с гoрячeй мoлитвoй, прoся нaдлeжaщих нaстaвлeний. Однaкo, в этo вeчeр Гoпaл Бхaттa их нe пoлучил.
Нo утрoм слeдующeгo дня Гoсвaми oбнaружил, чтo oднa из шил, пoд нaзвaниeм Дaмoдaрa, принялa фoрму нeскaзaннo прeкрaснoгo Бoжeствa Кришны, испoлнив тeм сaмым eгo пoжeлaния. Рухнув нaзeмь, oн oт всeгo сeрдцa вoзнeс Гoспoду смирeнныe мoлитвы и вoспeл eму слaву. Услышaв o чудeснoм сoбытии, Рупa, Сaнaтaна и мнoгиe другиe aвтoритeтныe вaйшнaвы пoспeшили к свящeннoму мeсту, гдe Гoпaл Бхaттa "признaвaлся Гoпoду в любви". В присутствии их oн нaрeк Бoжeствo Шри Рaдхa-Рaмaнaдeв.