Две категории методов познания
Все существующие методы познания делятся на две принципиально отличные категории:
1. Ароха-пантха - восходящий (индуктивный) путь получения знания (пратйакша, анумана).
Вывод формируется по принципу «от частного к общему», поэтому вывод всегда кроет в себе возможность ошибки
пример: по овце судить о стаде
«Это путь Богоненавистничества, зависти к Богу».
Бхактивинода Тхакур
Путь - штурм духовного царства своими силами.
пример: демон Равана пытался построить лестницу на райские планеты, чтобы туда мог попасть любой, не зависимо от своей квалификации
Ароха-пантха подразумевает отказ от апаурушейа-шабды, вследствие чего тут же появилось множество языков (так это описывает Ведическая история).
2. Авароха-пантха - нисходящий (дедуктивный) путь получения знания (Шабда).
Вывод происходит от общего к частному: вывод логически завершен и совершенен.
Путь ожидания милости и смирения.
«Не пытайтесь увидеть Бога, но сделайте так, что бы Он увидел вас!»
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Соответственно этим двум путям получения знания есть 2 источника знания:
Индрийа паратантра-гйана - знание, полученное через чувства.
Сватах-сиддха-гйана - самопроявленное знание.
Веды - это сватах-сиддха-гйана - самоочевидное, аксиоматичное знание, которое не нуждается в дополнительных доказательствах.
«Оно самоочевидно подобно Солнцу. Но для того, чтобы оно действовало, необходима Вера».
Кришнадас Кавирадж Госвами
пример: Солнце. Чтобы его увидеть надо, чтобы оно появилось перед нами само. Никакими вспомогательными средствами этого не добьешься. Никакие фонари или прожектора не помогут в том, чтобы найти солнце ночью.
Необходимо иметь веру в свои глаза. Если не верить своим глазам, тогда невозможно получить, никакого знания о солнце даже когда оно у нас над головой.
Точно так же, надо иметь веру в Веды. Веды - источник любого знания. Если мы усомнимся в Ведах – мы не сможем ничего ни о чем узнать.
Подобно тому, как с помощью глаз мы видим свет (у нас есть вера в глаза - свои чувства) так же нужно верить в Веды и видеть или знать с помощью Вед. Если мы не верим глазам, мы ничего не сможем увидеть, если не верим ушам - не сможем ничего услышать.
Два вида Шабды:
Пурушена шабда – относительный авторитет (человек обладающий авторитетом), он не выходит за рамки обусловленности (ученые, политические лидеры, специалисты в определенных областях, мама, учителя в школе, СМИ)
Апаурушея шабда – знание (божественное откровение), исходящее от личности, которая не является обычным человеком, это совершенная личность, непогрешимый авторитет, не имеющая недостатков (Бог и его представители)
Апаурушея от Апта-пуруша - «совершенный человек» (тот, кто находится в союзе с Богом, чье сознание погружено в Бога)
Апаурушея шабда по определению должна быть независима, и сама же объявлять о своей независимости. Авторитетность пурушена шабды надо сверять с Абсолютной шабдой (апаурушейа), но не наоборот.
Шабда должна быть Апурушеей - изошедшей от свободного от четырех недостатков и обусловленности, то есть от Бога - Кришны