Шесть правил эффективной джапа-медитации
1. Способность контролировать ум (манах самскаранам)
Господь Кришна упоминал об этой практике:
«Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе,
йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного «Я».
Бхагавад Гита 6.26
Самый простой путь, чтобы контролировать ум - это смотреть на графическое изображение маха-мантры во время её повторения. Так рекомендовал делать Гауракишора дас Бабаджи.
Такой тип визуальной медитации является йогической практикой, это - мистический процесс. Сложно объяснить его с точки зрения западной психологии, но это невероятно эффективный метод для фиксации ума. После некоторого времени простого повторения и чтения мантры одновременно ум поддастся и успокоится.
2. Внешнее и внутреннее очищение (шаучам)
Чистота ума очень важна для преданного. Следует отметить, что когда преданный читает мантру, все воспоминания усиливаются - начинает всплывать в уме всё, на что он посмотрел, всё, что он читал, и всё тайные взгляды, брошенные на противоположный пол, приобретают какой-то мистический оттенок. Все это похоже на несрежиссированное, любительское домашнее кино в уме. Поэтому, повторять мантру можно легко тогда, когда зеркало ума не покрыто пылью и грязью, — поэтому так важно постоянно заботиться о чистоте ума.
«Суть воспевания в том, чтобы думать о личности или об отношениях с той личностью, имя которой ты произносишь»
Шачинандана Свами
3. Молчание (мауна)
Праджалпа - разговоры не по сути, или разговоры ради самих разговоров, - загрязняет ум. Следует избегать праджалпы, поскольку эффект от этого приносит только беспокойства. Санатана Госвами говорит, что из всех оскорблений наихудшее - критика ваишнавов. Следует научиться быть молчаливым, когда дело касается материальных тем, но словоохотливым - когда обсуждаются духовные темы. Когда мы говорим о духовных вещах, ум очищается.
4. Размышление о значении мантры (мантрартха-чинтана).
Рекомендуется проговаривать мантру осмысленно, потому что только так можно оторвать праздный ум от повседневных материальных забот и дел. Поэтому необходимо медитировать с особым настроением: «О Радха, о Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении вам».
Начальное служение может относиться к миссии проповеди. Более продвинутое служение называется бхава-сева, где в настроении любви приближается к Радхе и Кришне в соответствии с правилами, описанными в «Прартханс» Нароттамы даса Тхакура, путеводителе для ваишнавов.
«Когда я повторяю мантру, я украшаю тело Господа цветами - мне нравится выполнять это служение во время воспевания».
Откровение одного из старших преданных
Смысл этого процесса в том, чтобы созерцать смысл мантры. Преданный должен самостоятельно познакомиться со значением мантры.
«Стремиться поскорее завершить свои круги — это не настроение бхакти».
Шачинандана Свами
Например, у нас есть объяснение маха-мантры Гопалы ГуруГосвами:
• первое слово «Харе», по его словам, означает: «Хари завладевает моим умом и избавляет меня от рабства материального мира;
• «Кришна» означает: «О Кришна, привлеки мой ум»;
• Следующее «Харе» означает: «О Хари, погрузи мой ум в блаженство Твоего имени, образа и игр»;
• Четвертое имя, «Кришна» означает: «О Кришна, позволь мне находиться в обществе Твоих преданных - это очистит мой ум и даст знание о преданном служении Тебе».
• Следующее слово «Кришна» означает: «О Кришна, даруй мне твердую веру в Твое имя, образ, качества и игры».
• Последующее — «Кришна»: «О Кришна, даруй мне вкус к Твоему имени, образу, качествам и играм».
• Потом, «Харе»: «О Хари, благослови меня, чтобы я смог служить Тебе достойно».
• Затем снова — «Харе»: «О Хари. Радха, дай мне то служение, которое Ты считаешь, я способен исполнять для Тебя».
5. Терпение (авьягратва)
Это еще одно качество, необходимое для джапа-медитации. Его очень важно развивать, но не форсируйте практику. Стремиться поскорее завершить свои круги — это не настроение бхакти.
«Приходилось ли вам когда-нибудь чувствовать, что ваш собеседник хочет поскорее уйти от вас? ...Не торопитесь во время повторения маха-мантры».
Шачинандана Свами
Не торопитесь во время повторения мантры, поскольку Кришна может сбежать от вашей практики джапы, когда Он увидит, что вы просто хотите «завершить её». Он может сказать: «Я уйду до того, как ты окончательно оставишь Меня». И тогда вы останетесь наедине со своими скучными кругами.
6. Непреклонность (анирееда)
То есть упорство. Слово «нирведа» означает «равнодушие», «безразличие», или даже «депрессию», частичка «А» перед этим слово означает «не». Другими словами, если повторение мантры не приносит мгновенных результатов, то вы не должны терять надежды.
Все эти шесть качеств направлены на то, чтобы утвердить человека в том, что повторение мантры — это жизненная миссия. Воспевание начинается не тогда, когда преданный садится повторять джапу, а когда преданный хочет повторять святое имя должным образом. А для этого он должен подготовить себя к такой жизни, развивая необходимые для этого качества.
Шачинандана Свами «Джапа Медитации. Погружение в Святое Имя»