Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Брахма - Шива - Вишну

 

Существует много ложных представлений об «индуистской троице» - Брахме, Шиве и Вишну. Чаще всего словари определяют Брахму как "главного члена индуистской троицы". Другие источники говорят о Божественном триумвирате, состоящем из равноправных богов. Сам термин «троица», «триединство» свидетельствует о попытке применить христианскую теологию к ведической литературе на манер раннего христианского миссионерства. Пионер индологии сэр Вильям Джонс однажды прокомментировал это так:
"Весьма достойные уважения местные жители уверяли меня, что один или два миссионера дошли в своем рвении обратить всех язычников до такого абсурда, что стали утверждать, будто индусы даже сейчас уже почти христиане, потому, что их Брахма, Вишну, Махеша (Шива) есть не что иное, как христианская Троица. Трудно сказать, чего в этом утверждении больше: глупости, невежества или отсутствия набожности".
Во всяком случае, Веды не поддерживают эти широко распространенные теории. Они определяют эти три личности как гуна-аватары, повелители гун природы. Брахма творит материальную вселенную и управляет гуной страсти. Вишну поддерживает вселенную и управляет гуной добродетели, а Шива разрушает вселенную и управляет гуной невежества.
Брахма - джива, наделенная необыкновенным могуществом, первое живое существо, родившееся во вселенной. Его жизнь длится столько же, сколько и жизнь вселенной, а когда она разрушается, он умирает. По сравнению с человеком, он живет, действительно, долго:
"По земному исчислению тысяча веков составляет один день Брахмы, и столь же долго длится его ночь. В начале дня Брахмы множество существ появляется на свет, а с наступлением ночи все они уничтожаются".
Однако Брахма-самхита сравнивает Брахму с драгоценным камнем, чей блеск - это не что иное, как отраженный свет солнца. Брахма творит космическое проявление под руководством и по внушению Бхагавана, Верховной Личности Бога.
Шива отвечает за разрушение вселенной, когда приходит время сделать это. Он также отвечает за тамо-гуну (гуну невежества), но из этого не следует, что сам он невежествен. Одно из его имен - Ашутоша, оно означает, что ему легко угодить. Шива принимает поклонение от самых падших, включая духов и демонов, поклоняющихся ему ради получения материальных благ, которые и так легко обрести. Бхагавата Пурина (12.13.16) утверждает: вайшнаванам йатха шамбхух: "Шива - величайший из вайшнавов или преданных Вишну".
В Падма-пуране Шива обращается к своей жене с такими словами:
"Моя дорогая Парвати, есть много способов поклонения, но из всех, поклонение Верховной Личности (Бхагавану) считается наивысшим. Но даже выше, чем поклонение Верховному Бхагавану, стоит поклонение Его преданным".
Вишну - это экспансия Бхагавана Кришны, которая является источником всех Его инкарнацией. Существует множество экспансий Вишну, и все они суть одна Верховная Личность, Бхагаван. Одна из них поддерживает Вселенную и управляет саттва-гуной (гуной благости). Из трех гуна-аватар Вишну единственный, кто может даровать освобождение из самсары (харим вина наива сритим таранти). Поэтому неверно считать, что преданность Брахме или Шиве сопоставима с преданностью Вишну и приносит человеку то же благо; с уровня тамаса или раджаса едва ли можно осознать Абсолютную Истину. Гуна благости служит как бы трамплином, воспользовавшись которым человек может подняться над всеми гунами и восстановить свои чистые отношения с Верховным трансцендентным Бхагаваном. Так как и Брахма, и Шива - это экспансии Вишну, мы можем согласиться с наблюдением Луиса Рену: "Фактически, индуизм как религия, в строгом смысле этого слова, может быть почти сведен к вишнуизму".

 

Сатсварупа дас Госвами

LxOErVMbuyo