Об авторе

О Шриле Прабхупаде
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада явился в этот мир в 1896 г. в Калькутте (Индия). Там же, в Калькутте, в 1922 г. он впервые встретился со своим духовным учителем, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами. Бхактисиддханте Сарасвати, выдающемуся религиозному философу и основателю шестидесяти четырех Гаудия-матхов (вайшнавских храмов, монастырей и проповеднических центров), понравился образованный молодой человек, и он убедил его посвятить свою жизнь распространению ведического знания. Так он стал духовным учителем Шрилы Прабхупады, который одиннадцать лет спустя получил от него официальное посвящение в ученики.
При первой их встрече Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил Шрилу Прабхупаду распространять ведическое знание на английском языке. В последующие годы Шрила Прабхупада участвовал в деятельности Гаудия-матхов, написал комментарий к «Бхагавад-гите», а в 1944 г. начал выпускать журнал на английском языке под названием «Бэк ту Годхед» («Обратно к Богу»), выходивший два раза в месяц. Шрила Прабхупада сам печатал текст на пишущей машинке, редактировал его, проверял гранки и сам же распространял этот журнал. В настоящее время журнал «Бэк ту Годхед» продолжают выпускать последователи Шрилы Прабхупады.
В 1950 г. Шрила Прабхупада отошел от семейной жизни, приняв ванапрастху, чтобы отдавать еще больше времени изучению и написанию духовной литературы. Он поселился в священном городе Вриндаване, где жил в очень скромной обстановке в знаменитом храме Радхи - Дамодары. В течение ряда лет Шрила Прабхупада был полностью поглощен литературными занятиями. В 1959 г. он отрекся от мира, приняв санньясу. Именно в храме Радхи-Дамодары Шрила Прабхупада начал работу над своим шедевром - многотомным переводом и комментарием к «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пуране»), классическому философскому произведению на санскрите, состоящему из восемнадцати тысяч стихов. Там же он написал небольшую книгу «Легкое путешествие на другие планеты».
Опубликовав первые три тома «Шримад-Бхагаватам», Шрила Прабхупада в 1965 г. отправился в США, чтобы исполнить миссию, возложенную на него духовным учителем. В последующие годы он выпустил более пятидесяти томов переводов с комментариями и авторитетных изложений индийских классических трудов по философии и религии.
В сентябре 1965 г., когда Шрила Прабхупада на грузовом судне прибыл в Нью-Йорк, он не имел практически никаких средств. Прожив в США почти год и преодолев немало препятствий, он в июле 1966 г. основал Международное общество сознания Кришны(ИСККОН). Когда он покинул этот мир (14 ноября 1977 г.), общество, основанное им, представляло собой всемирную конфедерацию, состоящую из более чем ста храмов, ашрамов, школ, институтов и сельскохозяйственных общин.
В 1972 г. он ввел на Западе ведическую систему начального и среднего образования, основав в Далласе гурукулу. Впоследствии подобные школы были открыты не только в США, но и в других странах.
Кроме того, Шрила Прабхупада был вдохновителем строительства нескольких больших международных культурных центров в Индии. В Шридхаме Майяпуре (Западная Бенгалия) его последователи возводят духовный город, в центре которого будет возвышаться величественный храм. Осуществление этого грандиозного проекта займет десятки лет. Во Вриндаване построены храм Кришны-Баларамы, гостиница для паломников со всего мира, школа (гурукула), там же находится мемориальный комплекс Шрилы Прабхупады (самадхи и музей). Крупные храмы и культурные центры ИСККОН есть также в Дели, Мумбаи (Бомбее) и многих других городах Индии.
Однако самое важное из того, что Шрила Прабхупада оставил людям, - это его книги. Высоко ценимые учеными за их авторитетность, глубину и ясность изложения, они служат учебниками во многих колледжах и университетах. Его труды переведены более чем на семьдесят пять языков. «Бхактиведанта Бук Траст» (издательство, основанное им в 1972 г.) является самым большим издательством в мире, публикующим книги по индийской философии и религии.
Всего за двенадцать лет, невзирая на свой преклонный возраст, Шрила Прабхупада объехал вокруг света четырнадцать раз, читая лекции на всех пяти континентах. Но, несмотря на предельную занятость, он никогда не прекращал писать книги. Произведения Шрилы Прабхупады составляют подлинную энциклопедию ведической философии, религии, литературы и культуры.
Описание книги
Шрила Прабхупада неоднократно предостерегал своих последователей, чтобы в его отсутствии они “ничего не меняли”. Положение ачарйи-основателя, которое занимает Шрила Прабхупада, выражается прежде всего в том, что он продолжает быть наставником и руководителем созданного им духовного общества. За свою историю, ИСККОН удалось отразить целый ряд самовольных попыток изменить то, что дал нам Шрила Прабхупада. Предпринимались попытки изменить административную структуру ИСККОН, обряды и даже форму одежды. Сейчас ИСККОН столкнулся с серьезной попыткой внести изменения в философию, которую мы изучили у стоп Шрилы Прабхупады. В написанном мною разделе этой книги, посвященном душе, дживе, я хотел показать, что ведические писания и предыдущие вайшнавские ачарйи подтверждают истинность возвышенного учения Шрилы Прабхупады. Была предпринята попытка обособить Шрилу Прабхупаду от ведических писаний и предыдущих ачарйев, изобразить его учащим вымышленной теории в угоду проповеди. Подобные обвинения, какие бы мотивы за ними ни скрывались, необоснованны, в чем наш читатель вскоре сможет убедиться.
Шрила Прабхупада часто отмечал и даже писал мне в письме, что для постижения ведического знания требуется определенный подход. Господь Кришна говорит о Своем присутствии во вкусе воды; и следует стремиться понять, в чем заключается присутствие Кришны во вкусе воды. Это называется философским рассуждением. С другой стороны, рассуждение о том, присутствует ли Кршна во вкусе воды, будет умозрительным рассуждением.
Подобным образом, члены ИСККОН, вечно живущие у стоп Шрилы Прабхупады, могут рассуждать о том, в чем заключается истинность утверждений Шрилы Прабхупады, но они не должны оспаривать их или объявлять ложными. В этом и заключается признание Шрилы Прабхупады ачарйей-основателем ИСККОН.
В данной книге я не ставил перед собой цели дать окончательный, всеобъемлющий ответ на такой сложный теологический вопрос, как происхождение дживы. Я просто хотел восстановить в ИСККОН подобающий духовный этикет, в рамках которого можно будет изучать эту проблему. Этот этикет сводится к тому, чтобы смиренно принять за истину утверждения нашего ачарйи-основателя и затем, с помощью преданности и служения, попытаться проникнуть в их суть.
Хридайананда даса Госвами
Читать книгу

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада